В предверии нового года.Сказка о Морозе, Моране, их дочери и внучке.
Давным-давно, так давно ,что у людей счёта и календаря не было, а было только два времени – тепло и холод , жил-поживал Дед Мороз и два его брата: родной и двоюродный – Морозко и Карачун.
Был Мороз тогда молодой ещё и вовсе даже не Дед, а просто – Мороз. Весёлый был, видный. По лесу гуляет – так без шутки не пройдёт : то снегом обсыпет, то до земли сдует, то с братьями потасовку шумную, шуточную устроит. Любил удаль молодецкую показать: с маху ель морозным кулаком расколоть или речку, разом дунув, до дна заморозить. Вода трубой вымерзнет, а братья по сухому вымороженному дну на тройке катаются.
Но братья разные по характеру были: Мороз – веселый да вспыльчивый, Морозко – задорный да ехидный, а Карачун – мрачный и угрюмый. Морозко с Морозом по лесу с утра до вечера бегает, веселиться, а Карачун с вечера до утра бродит, чёрным холодом морозит. Не любили его братья, но и прочь не гнали, а как скучно вдвоём становилось, шли к людям – играть да шутки шутить.
Пуще всего зимние игры любил Мороз. С людьми любил веселиться на их праздниках : то парней снегом обсыпет, то девок за щеки румяные пощипет…Любил также и угощаться на славу печивом вкусным, пирогами да блинами, киселём наваристым , зеленым вином да медовухой хмельной, что ему люди подносили, за веселье зимнее благодарили и просили снега обильного да мороза не лютого. Сам-то он не пёк-не варил, а попробовать любил.
Но время шло, пришла пора и Морозу жену искать.А жила-была в то время красавица Морана – богиня смерти и холода смертного. Решил Мороз к ней посвататься. Подумала она и согласилась, но не по любви, а из расчета: давно хотела она всех людей уморить-погубить да не выходило у неё. Одного уморит – трое родиться, троих уморит – шестеро рождается, а как шестерых уморит – ан глядь, цельная дюжина по люлькам пищит. Вот и подумала, что с Морозом она весь свет уморит-заморозит и будут они на пустой земле жить-поживать. Детей она заводить не хотела, но Мороз детей любил и играть с ними любил, так что прошел год-другой-третий и родилась у них всё же дочь.
Смягчился нрав Мораны, реже стала она к людям приходить. Стали люди жить долго. Меньше ста лет никто не жил, да и то говорили, что хил был и рано умер. А иные старики-богатыри и до тысячи лет дотягивали в полной силе. Обрадовался Мороз, бо не нравилось ему желание Мораны погубить весь род людской и отговаривался он от этого делами да заботами. А тут, глядь, сама забыла и не вспоминает. Дочке радовался, крохе-лапушке, приданое ей собирал: серебро да камни драгоценные, скатерти да простыни белоснежные, подушки да перины пуховые. Морана-то белоручкой была, ничего не умела, кроме как красу свою лелеять да холить. Так и росла у них дочь, подрастала. Подрастала дочь, подрастали заботы и хлопоты.
читать дальшеЛень стало Моране с дочкой возиться-тетёшкаться, а Морозу некогда было. Пришлось в помощь Моране няньку нанять из людей. Всколыхнулась-пробудилась тут ненависть старая к роду людскому у Мораны. Стала она вновь Мороза уговаривать людей заморозить. Да отмахнулся Мороз, впервые впрямую отказал. «Меня, - говорит,- люди уважают и кланяются. Не с чего мне с ними ссориться-свариться, а уж тем более – насмерть морозить». Обидой то показалось Моране. Не привыкла она хотенью своему отпор да отказ встречать. Решила она Мороза с людьми поссорить.
А люди к тому времени научились тёплые избы ставит да печи жаркие класть. Дров да припасов на зиму запасут и в ус не дуют. Загордились. А тут ещё и Морана…Тайно прошлась среди людей и давай Мороза хулить-унижать: дескать, и слаб он стал, и против печки ему не совладать, и припасы нечего на него тратить.…Много клеветы напустила, много лжи наплела…
Возгордились собой люди, посчитали, что стали сильнее мороза. А, возгордившись, перестали они дары Морозу оставлять да праздники устраивать. Запрутся каждый в свою избу на всю зиму да запасы пересчитывают от скупости и жадности. Пришел Мороз на праздник, снега принёс на снежки да льда на катки и горки, ан нет никого на гулянье. Все по избам сидят, друг друга сторонятся, друг от друга хоронятся. Что за притча? Постучал в одну избу – молчок, в другую – молчок, в третьей обругали, в четвёртой печь растопили да валенок пропалили.
А тут как тут и Морана подначивает-подзуживает, масла в огонь подливает: «Не уважают тебя люди, совсем страх потеряли». Рассердился Мороз и решил людей извести – взять и заморозить. Год, три года зима длится, пять лет прошло - не кончается. Но люди в домах заперлись, печи топят, одежду тёплую одевают, дичью питаются да запасами сбережёнными, а Мороза хулят и ругают. Ещё пуще рассердился Мороз, и встала ледяная стена от земли до неба, и повёл её Мороз по земле. Ползет стена медленно, но верно. Лес, как траву уминает, скалы в песок колет, а что не умнёт да не расколет, то с собой тянет.
Страшно.…Тут только поняли люди, что не отсидеться за стенами домов и пошли на поклон к Морозу, прощёнья просить. Ан поздно. Сидит Мороз за ледяной стеной да толкает её. К нему не доберёшься и он никого из-за стены не слышит. Пошли люди на поклон к Морозко, милости просить. Просили его уговорить старшего брата умерить свой гнев, простить их, неразумных, богатые дары принесли: для Морозко и для Мороза, да и для дочери его. А про Карачуна с Мораной забыли…Карачун к ним на праздники не ходил, вот они его и не вспомнили, а Морану они не любили. Морана про то узнала, на людей пуще обозлилась и Морозко невзлюбила, а Карачун-угрюмец иззавидовался да тоже на людей обиду чёрную затаил. Укрылся в дальнем урочище да месть обдумывать стал.
А Морозко был добрый, ему с самого начала гнев Мороза не по нраву был. Поел-попил он, да и в гости к брату собрался. Пошёл он к брату старшему, стал за людей просить. Но начал по-хитрому, издалека. «Давно, старший брат, мы не виделись, в игры не играли, шутки не шутили, удалью молодецкой не хвастались. Аль случилось что? Аль в хлопотах домашних закрутился? Или делом каким занят?»
«Занят, - говорит Мороз сердито.- Людей морожу».
Сделал Морозко вид, что удивился. «Это зачем же? - говорит. Не выдержал тут Мороз и всю обиду свою на людей ему и высказал. Мол, и ругали его, и праздника не праздновали, угостить не угостили, а только валенок пропалили да пятку обожгли.
Выслушал Морозко, усмехнулся и говорит: «Да полно, брат, жалиться. Уж мы, когда боролись, друга друг и посерьёзней валяли и не жаловались. А обида…Так люди давно всё поняли, за стеной стоят, вину признали, прощенья просят, дары принесли.»
Насупился Мороз, молодой был тогда, гордый. «Нет, -говорит,- велика обида. Не прощу. Всех изведу-заморожу.»
А Морозко свою линию гнёт-говорит: «Если людей изведёшь, кто же тебе мёд да зелено вино варить будет, кто хлеба да пироги для тебя испечёт? А блины, а кисели кто приготовит? Морана-то у тебя белоручка. Да и дары немалые принесли тебе, да не только тебе, но и дочку твою не забыли». Тут и дочка прибежала. Ей Морозко ещё раньше про подарки обсказал, вот и любопытно ей стало. Стала и она отца упрашивать: « Прости, батюшка Мороз, людей, дозволь мне на подарки полюбоваться да с детьми поиграться. Скучно мне вельми одной-то. Ты весь в делах, матушка со мной не играет. Только нянюшка сказки сказывает да про игры веселые людские говорит. Дозволь, батюшка…?»
Что тут скажешь? Отцовское сердце – не камень, даже у Мороза. Простил людей Мороз, дары и подарки принял, ледяную стену убрал и позволил теплу придти на землю. Всё это не вдруг и не враз происходило, ибо велика та стена была.
А люди обрадовались, больше с тех пор Мороза уважать не забывали. А Мороз с тех пор посуровел. Бывало, вспомниться обида, ударит посохом, но потом отойдет сердцем и холод убавит.
А дочка росла-росла да и выросла, замуж вышла за воина-богатыря из людей, сына кузнеца. А Морана обиду на Мороза затаила, что людей не заморозил, да на Морозко, что за людей заступился, да на дочь свою, что упросила Мороза людей простить. А пуще того Мороза возненавидела, что сына породить не смог, что на зятя из людей согласие дал, что пожалел род людской, убрал стену ледяную и дочь свою также возненавидела за то, что отца с людьми помирила и простить уговорила, да и за мужа её.
Она ведь смертью заведовала, и если бы люди тогда все умерли, то славный урожай жизней она сразу собрала бы. А обида, затаённая да ненавистью подкормленная, до добра не доводит. Совсем Морана с ума сошла от злобы и ненависти. Решила она мужа извести, а потом и до людей добраться. Но у самой сил не хватало, и пошла она к Кощею Бессмертному на поклон, в его замок железный, посреди гор каменных. Рассказала ему про замысел свой, что хочет мужа извести, род людской погубить и помощи просить стала. Кощею то на руку было, ибо людей он тоже не любил, но хитёр он был и за помощь свою немало потребовал. Потребовал, чтобы она его женой стала, и дочь свою с её ребёнком Кощею отдала. Велика была злоба Мораны, даже дитя своё и внучку отдать согласилась.
И пришли они вместе к терему Мороза, да когда его дома не было. Выманила Морана Мороза из усадьбы хитростью. Сговорилась она прежде с Карачуном, чтоб тот подкараулил Морозко, да напал на него. Сказано - сделано. Но Морозко и сам не лыком шит. От первого удара Карачуна увернулся, а вторым сам ответил. И стали Карачун с Морозко биться. А Морана тем временем к Морозу побежала и говорит: «Там Карачун с Морозко дерутся». Побежал Мороз братьев разнимать, а тем временем Кощей напал. Морана ему ворота отворила, а сама скрылась.
Увидели дочь Мороза со своим мужем, что враг в терем пожаловал. Схватил воин шлем да кольчугу, взял в руки меч да копье и да вышел навстречу Кощею. Хорошо бьётся-рубится, да только Кощей-то бессмертный, сколько его не руби, сколько ни коли, не умирает враг. Но Кощей и богатыря достать-поразить не может и мимо пройти-проскочить тоже. Закричал-завопил Кощей, стал Морану звать. Тут Морана сзади и подкралась и свой кинжал из чёрного льда, что ей Карачун подарил, богатырю в спину и воткнула. Только и успел богатырь, что схватить свой рог, да сигнал протрубить Морозу, зов послать о помощи. Услышал Мороз и назад повернул, да поздно было, уже беда стряслась. Морозко и Карачун тоже услышали. Отвлёкся Карачун на мгновение, тут его Морозко и оглушил, да и сам бежать бросился к усадьбе Морозовой. А Карачун очухался и уполз в своё урочище отлёживаться.
А дочь Морозова тем временем няньке ребёнка отдала и сказала: «Беги, беги быстро, беги далеко. Спасай ребёнка, а я Кощея с Мораной задержу». Вышла со щитом да с булавой за порог, дверь притворила-привалила и ждать стала. Недолго ждать пришлось: ворвались в терем Кощей-злодей да ненАвистница-предательница Морана. Да только дочь Мороза богатыркой не была, хоть и силу имела поболе прочих людей. Да и противников двое…не всякий сдюжит. Не богатырка она была, недолго продержалась, но задержать, время потянуть сумела. Только тогда упала, когда отец Мороз уже из лесу показался. Взломали дверь Кощей с Моряной, ворвались в терем, а там окошко открыто и нет никого.
А Мороз тем временем вбежал во двор, видит – ворота открыты, не сломаны, а во дворе зять любимый лежит, в доспехе боевом, с мечом и копьём, в спину кинжалом раненый. Рассказал-поведал он Морозу о том, что Кощей напал, что Морану на помощь звал и дух испустил. Увидел Мороз кинжал Моранин, понял, что предала она его и дочь свою, зятя погубила и внучку погубить хочет. Закипела кровь его от гнева, загорелась сердце яростью боевой, кинулся он в терем, а там только и застал, что дочь свою израненную. Успела она сказать отцу про нападение и предательство, перед тем как умереть. А про то, что дочку нянюшке отдала, не успела. Бросился Мороз в погоню за супостатами, настиг, схватил, морозом сковал да в гневе холодом так ударил, что на двенадцать верст воздух замёрз, деревья и трава в пыль рассыпались... И таким лютым холодом он жену-изменщицу и врага заморозил, что не могли они уже разморозиться вовеки.
Только поздно уж было.… В горницу обратно вбежал, а там только люлька пустая болтается. Сильно горевал Мороз, да только воскресить уже никого мог. Тут Морозко подоспел, утешил, как мог, смягчил горе.
А тут и нянька вернулась, свёрток с внучкой ему протягивает. Обрадовался Мороз, что внучка жива-здорова осталась, что спасли её люди, вместе с нянькой укрыли, да от счастья даже расплакался слезами жаркими, горючими. Так был Мороз счастлив, что двенадцать лет на земле лето было. Стал он внучку растить, Снегурочку. А Мороза с тех пор Дедом Морозом называть стали.
С тех пор сто лет на земле люди не умирали, потому что Морана льдом скована была. Но через сто лет пришли к Морозу люди, да просить стали: «Разморозь Морану, дедушка Мороз. Горе мы твоё понимаем, да и сами Морану и Кощея не любим, бо враги они нам. Хорошо, когда смерти нет, но хворые и старые мучаются. Одни умереть не могут, а старикам уже в горний мир пора. Хлеба не вызревают, зелёные стоят, потому как не могут зёрна постареть. Плоха смерть-Морана, да без неё жить не получается». Подумал Мороз, поразмыслил и согласился с доводами людскими. Пошёл он к тому месту, где жену бывшую с Кощеем оставил. Разморозил Морану, да части силы её лишил. Сказал: «Ты теперь только смертью повелевать можешь. Но торопить её не смеешь, каждый в свой срок умирать будет». А Кощея приковал к скале на вершине горы, где вечные льды правят и приморозил крепко-накрепко, да так там и оставил.
После того стал Дед Мороз к людям лучше относиться. Ведь нянька его внучку спасла, а люди её с внучкой укрыли. И начал он подарки людям на Новый год дарить, но - только хорошим людям, а пуще того - детям. С тех пор много лет прошло, пролетело. Много людей стало на земле, поняли они, что одному Деду Морозу сложно всем подарки дарить, стали сами друг другу дарить подарки. И Морозу помощь, и люди радуются. Дед Мороз теперь подарки только тем хорошим людям и детям дарит, кому больше не от кого подарка на Новый год получить. А друг друга мы сами радовать должны делами хорошими, подарки готовить с любовью, да дарить с радостью, себя веселя да Деда Мороза радуя.
я за чтением кушала - аж вилку ко рту подносить забывала. Ух! Вот бы по этому фильм снять О_О